VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Бюджетная политика как фактор повышения устойчивости

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005979
Тема: Бюджетная политика как фактор повышения устойчивости
Содержание
26







Содержание







Введение……………………………………………………………………………..3

1. Теоретические аспекты бюджетной политики………………………………….5

1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политики………………………………...5

1.2 Основные принципы и типы бюджетной политики………………………….10

2. Бюджетная политика как фактор повышения устойчивости социально-экономического развития………………………………………………………..14

2.1 Основы построения эффективной бюджетной политики в РФ……………...14

2.2 Проблемы и перспективы развития современной бюджетной политики Российской Федерации……………………………………………………………..19

Заключение…………………………………………………………………………24

Список использованных источников…………………………………………...26















































Введение

Актуальность данной курсовой работы опосредована тем, что бюджетная политика в любом государстве всегда находится в центре внимания общества и государства. Это опосредовано её местом среди основных экономических инструментов, а также и тем, что именно в процессе её проведения сталкиваются интересы практически всех социальных групп.

Реализация «взвешенной» бюджетной политики, сегодня в связи с продолжающимся глобальным мировым кризисом, последствия которого продолжают отрицательно влиять на развитие большинства стран (социальное, экономическое, политическое), в том числе и на их способность своевременно погашать долговые обязательства, выступает инструментом, который способен стимулировать экономический рост, регулировать инвестиционную активность, поддерживать финансово приоритетные сегменты национальной экономики. 

Одним из основных способов эффективного выполнения государством экономических функций является повышение результативности бюджетной политики. Всё это делает актуальным исследование бюджетной политики и принципов её реализации в РФ. 

Следует отметить, что исследования проблемных теоретических и практических вопросов бюджетной политики весьма многочисленны. Различные вопросы бюджетной политики исследовались в трудах многих известных ученых-экономистов и правоведов с древних времён до настоящего времени. Отметим труды известных отечественных таких, как: А М. Балтина, А. М. Бабич, А. В. Белов, Г. Н. Белоглазова, В. А. Волохина, О. В. Врублевская, А. Г. Грязнова, В. Н. Живалов, М. М. Задорнов, С. А. Иванова, В. В. Иванов, А. М. Лаврова, Ю. И. Любимцев, В. А. Парыгин, М. В. Романовский, В. К. Сенчагов, А. А. Тадеев, В. Д. Фетисов, Е. Г. Ясин и др. Однако в силу востребованности и обширности темы, исследования в данном направлении по-прежнему актуальны.

Целью данной курсовой работы является исследование бюджетной политики и принципов ее реализации в Российской Федераций. Для реализации указанной цели были определены следующие задачи: 

- исследовать теоретико-методологические и организационные аспекты бюджетной политики;

- определить содержание её принципов; 

-  охарактеризовать бюджетную политику как организационно-финансовую и правовую категорию;

- определить способы, методы и направления построения эффективной бюджетной политики;

- обозначить основные приоритеты бюджетной политики в сфере доходов и расходов.

Объект исследования - бюджетная политика РФ.

	Предмет исследования - теоретические и практические проблемы эффективности бюджетной политики РФ.

Методологическая основа представлена совокупностью как общенаучных методов исследования: диалектический, описание, анализ, синтез, дедукция, аналогии, так и специальных методов познания (сравнительно-правовой и др.). 

В качестве теоретической основы курсовой работы были использованы работы известных ученых в сфере экономики, бюджета и права, монографии и учебные пособия разных авторов, материалы сети Интернет, публикации в экономических изданиях и др. 

Нормативная база исследования представлена действующей Конституцией РФ, бюджетным законодательством, ежегодными Посланиями Президента РФ, нормативными актами Правительства РФ, общедоступными данными Минфина РФ, Федеральной службы государственной статистики, Центра бюджетного мониторинга.

Поставленная цель и задачи работы определили целесообразность её структуры, Курсовое исследование включает в себя введение, две главы, состоящие из четырёх разделов, заключение и библиографический список. 







1. Теоретические аспекты бюджетной политики

1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политики

Бюджетная политика не только является основной частью финансовой политики любого государства, но и во многом определяет его экономический курс.

В ней отражаются интересы и функции государства, для реализации которых необходимы бюджетные средства. Таким образом, она занимает ведущее место в экономической политике государства.

Бюджетная политика является многосторонним процессом, который включает в себя действия практически всех органов власти как на федеральном, так на региональном и муниципальных уровнях не только в бюджетной сфере, но и в целом финансовой: налоговой, ценовой, кредитной. Государство осуществляет целенаправленное воздействие на экономику посредством изменения объема и структуры государственных расходов, налогообложения и государственной собственности, которые и являются основными инструментами проведения бюджетной политики. Главные параметры исследуемой политики отражаются в бюджете государства и выступают в качестве управления государственными финансами.

Заметим, что в специализированной литературе имеют место различные позиции относительно исследуемой дефиниции, однако несмотря на имеющиеся различия, мнения учёных сходны в том, что бюджетная политика занимает ведущее место относительно других направлений финансовой политики и служит для реализации государством своих целей и задач.

Известный специалист в сфере финансов Г.Б. Поляк считает, что «финансово-бюджетная политика – это совокупность действий и мероприятий, осуществляемых органами власти по использованию финансовых отношений для исполнения своих функций и управлению бюджетной системой».

А.Н. Голошевская считает, что в данном определении имеет место определённая некорректность, так как бюджетная политика, по мнению указанного автора является частью финансовой политики, которая главным образом осуществляется в ходе мобилизации органами власти средств бюджета и их использования, то есть в ходе бюджетного процесса. Определение бюджетного процесса дано в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти различных уровней и других участников бюджетного процесса по составлению утверждению и исполнению бюджетов, контролю их исполнения, бюджетному учёту, внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Другие авторы убеждены, что «не следует сводить бюджетную политику лишь к бюджетному процессу, несмотря на большую важность и объем этой работы. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, которая концентрируется в бюджете, во взаимоотношениях между органами федеральной власти и органами власти субъектов РФ. Бюджетная политика реализуется в структуре расходной части бюджета; распределении расходов между бюджетами различных уровней, в доле федерального бюджета и консолидированного бюджета; в управлении госдолгом; в определении способов покрытия дефицита бюджета и мн. др.

По мнению академика А.М. Година под бюджетной политикой следует понимать основной инструмент экономической политики посредством которого государство осуществляет целенаправленную деятельность по определению основополагающих задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета и  управления госдолгом». В приведённом определении раскрыты как отдельные направления бюджетной политики, так и то, какое место она занимает в целом в экономической политике государства.

И. М. Александров считает, что под бюджетной политикой с позиции бюджетной сферы следует понимать «совокупность действий и мероприятий, которые осуществляют органы власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета»

Л. В. Перекрестовапредлагает следующее определение бюджетной политики - совокупность решений, принимаемых и осуществляемых органами власти (законодательной и исполнительной), которые связаны с определением основных направлений развития бюджетных отношений и разработкой конкретных направленийих  реализации для удовлетворения интересов граждан, общества и государства.

Приведём еще несколько определений, имеющихся в специализированной литературе относительно бюджетной политики. Это:

- главная составная часть финансовой политики, так как она определяет принципы и условия организации финансовых отношений в процессе формировании доходной базы бюджетов, бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений;

- совокупность решений и мер, осуществляемых органами власти, которые связаны с определением основных направлений развития бюджетных отношений и разработкой конкретных способов их использования;

- составная часть финансовой политики, направленная на манипулирование доходами и расходами государства, управление госдолгом и государственными активами.

Анализ приведённых и имеющихся определений дефиниции «бюджетная политика» позволяет утверждать, что несмотря на имеющиеся отличия в предлагаемых определения, авторы едины в том, что бюджетная политика непосредственным образом связана с комплексом решений в сфере доходов и расходов бюджета.

В составе бюджетной политике как правило выделяют базисные (объективные) и надстроечные (субъективные) начала, что позволяет утверждать, что бюджетная политика — это категория организационно-финансовая.

Объективное начало, то на чём базируется бюджетная политика, это экономические отношения, возникающие в ходе общественного воспроизводства; финансовые и бюджетные отношения.

Субъективное начало основано на системе организационно-финансовых (надстроечных) отношений управления бюджетным процессом, реализуемых посредством организационно-финансовых категорий бюджетного права, системы бюджетов, бюджетной системы и бюджетного механизма.

Бюджетная политика как синтезирующая категория объединяет в себе субъективные и объективные отношения, которые возникают в процессе сознательного, целенаправленного воздействия государства на общественное воспроизводство посредством использования функциональных возможностей бюджета и системы обслуживающих её организационно-финансовых категорий.

Наиболее объективным является подход, представители которого определяют бюджетную политику как систему отношений, мер и действий органов власти в сфере управления бюджетным процессом на основе развития концепции бюджетных отношений в составе общей экономической политики, которые направлены на реализацию функций бюджета для достижения экономического и социального эффекта, определённом на данном этапе. Под указанным эффектом понимают удовлетворение растущих потребностей населения и субъектов хозяйствования в общественных благах на базе растущего чистого внутреннего продукта страны. 

Являясь комплексной, самостоятельной организационно-финансовой категорией, бюджетная политика имеет свои субъекты и объект.Относительно субъектов бюджетной политики, исследователи практически единодушны указывая на государственные законодательные и исполнительные органы власти, которые разрабатывают, утверждают, контролируют и реализуют на практике бюджетную политику, а также исполнители бюджетов всех уровней по доходам и расходам – физические и юридические лица (налогоплательщики), распорядители и получатели бюджетных средств. Что касательно объекта бюджетной политики, то им является весь бюджетный процесс, который включает в себя бюджетно-налоговое право, систему бюджетов (бюджетную систему) и бюджетный механизм.

Что касательно стратегической цели бюджетной политики – это обеспечение финансовой и социальной стабильности государства.

Обозначим задачи бюджетной политики:

- обеспечить сбалансированность бюджетных расходов и обязательств;

- создать эффективную систему управления финансами государства;

- сконцентрировать финансовые и экономические ресурсы для решения первостепенных социальных задач;

- снизить зависимость бюджетных доходов от конъюнктуры цен на мировом рынке;

- реформирование межбюджетных отношений.

Для проведения бюджетной политики государство использует такие инструменты как: налоги; государственные закупки; государственные расходы; межбюджетные трансферы; государственные займы; стратегические финансовые резервы и т.д. 







1.2 Основные принципы и типыбюджетной политики

Бюджетная политика являясь организационно-финансовой категорией должна осуществляться на основе определённых требованиях (принципах). По справедливому замечанию Г. Б Поляк в экономической литературе вопрос относительно принципов бюджетной политике практически не исследован, при том, что попытки определить эти принципы имели место еще в начале ХХ в..Несколько позже, это положение было уточнено А. Соколовым, который предложил принцип не противодействия абсолютному или относительному росту чистого национального продукта. Этот принцип весьма универсален и для бюджетной политики. Однако, в целом, по мнению исследователей, принципиальные основы построения бюджетной политики по-прежнему остаются за рамками научных исследований.

В учебных пособиях по бюджетной системе, как правило указываются следующие основные, общие принципы бюджетной политики:

- принцип объективности означает, что в бюджетной политике отражаются объективные процессы, которые происходят в экономике, финансах, обществе. Объективность означает беспристрастность, когда желаемое не выдаётся за действительное;

- принцип преемственности заключается в том, что формирование бюджетной политике на следующий финансовый год осуществляется с учётом итогов предшествующего периода. Соблюдение этого принципа обеспечивает в первую очередь эффективность управления бюджетной системой;

- принцип обязательности проявляется в том, что бюджетная политика как и любая другая, может быть действенной только в том случае, если она обязательна для исполнения, в противном случае, она становится обычным политическим лозунгом. Реализация этого принципа во многом зависит от законодательной власти;

- принцип гласности – это открытость, прозрачность и подконтрольность всех бюджетных отношений на каждой стадии бюджетного процесса. При этом налогоплательщики должны иметь полную информацию о бюджетной политике государства и знать о том, как расходуются налоги, которые они платят;

- финансовая безопасность.

Основополагающие принципы бюджетной политики Российской Федерации изложены в ст. 28 БК РФ, обозначим их в виде схемы (Рис. 1)

Рисунок 1 – Принципы бюджетной системы

Указанные выше принципы являются основополагающими и обязательными требованиями, утверждёнными законодателем к бюджетной политики в России.Что касательно расширенной типизации и видовой классификации бюджетной политики, то в общепринятом аспекте, она неразработана. Имеющиеся в специализированной литературе типизации как правило ограничиваются выделением её стратегии и тактики.

Большинство авторов классифицируют бюджетную политику на основе различных критериев. Так исходя из масштаба и долговременности целей и задач, выделяют долговременную (стратегическую) и текущую (тактическую) бюджетную политику.

Относительно приоритетной (целевой) направленности бюджетную политику подразделяют на следующие типы: доходную; расходную; контрольно-регулирующую; комбинированную.

Доходный тип бюджетной политики отличается тем, что в управлении бюджетным процессом первоочередное значение уделяется доходной части бюджетной системы. Планирование, и организация и исполнение бюджета направлено на увеличение любыми средствами доходов бюджета зачастую в ущерб стратегическим экономическим интересам государства, регионов и налогоплательщиков.

Расходный тип бюджетной политики ориентирован на подчинение доходов бюджета его расходам. Бюджетное планирование в этом случае ориентируется на расходную часть бюджета, при этом первоначально определяется объем общественных услуг, которые выражаются через объем государственных расходов, а затем соответствующий объем доходных источников подводится под эти показатели с учётом социально-экономической ситуации в государстве. Этот поход опосредован основной целью бюджетной политики – предоставление максимум благ (услуг) обществу, а также из логики рыночных отношений. 

Контрольно-регулирующий тип политики основан на максимальном использовании контрольно-регулирующих свойств бюджета, чрезмерным регулированием и регламентированием экономики, государственными заказами, льготами и санкциями, расширением государственной собственности.

Перечисленные типы бюджетной политики (доходная; расходная; контрольно-регулирующая) в современной Российской действительности в чистом виде использоваться не могут. В силу этого наиболее эффективной из-за своей сбалансированности является комбинированный тип бюджетной политики, которая нацелена на реализацию всех функций бюджета в комплексе. Ряд авторов называет эту политику равновесной, так как она направлена на обеспечение равновесного соотношения интересов государства, налогоплательщиков и пользователей бюджета. 

Как способ финансового регулирования экономики, бюджетная политика подразделяется на дискреционную и автоматическую. При дискреционной политике осуществляется сознательное манипулирование налогами и расходами правительства для изменения объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.При автоматической (недискреционной) бюджетной политики осуществляется автоматическое изменение объема государственных расходов и налогов в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Бюджетная политика осуществляется на различных территориальных уровнях. По этому критерию условно выделяют федеральную, региональную и бюджетную политику. Это деление весьма условно, так как региональные и местные органы власти в РФ не вполне самостоятельны в сфере бюджетной политики, так как федеральный центр в целях единства бюджетно-налогового пространства осуществляет разработку основных направлений бюджетной политики, то есть определяет её стратегию и тактику.Относительно предметной специализации, бюджетная политика может носить характер налоговой, инвестиционной, социальной, выравнивающей. 

Указанные классификации и типизации бюджетной политики имеют важное значение не только в теоретическом, но и практическом аспекте, так как для анализа, проводимой бюджетной политики используются указанные критерии, а результаты оценки используются для разработки  конкретных механизмов построения и реализации бюджетной политики как фактора повышения устойчивости социально-экономического развития.

2. Бюджетная политика как фактор повышения устойчивости социально-экономического развития

2.1Основы построения эффективной бюджетной политики в РФ

Современная российская бюджетная система характеризуется определённой противоречивостью, которая выражается в двух основных аспектах. С одной стороны, недостаточный уровень количества и качества благ и услуг, предоставляемых гoсударством диктует необходимость структурной перестройки экономики иреализации политики значительного повышения госрасходов на основе увеличения налоговых и иных доходных источников. 

При этом необходимость дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики, поддержки частного (малого и среднего) бизнеса; активизации инвестиционной и инновационной деятельности опосредует ослабление государственного вмешательства в рыночную экономику.

В силу высказанных положений возникает проблема выбора такого варианта бюджетной политики, который был бы наиболее эффективен. Для этого следует определиться с пониманием дефиниции «эффективная бюджетная политика». Исследования показывают, что этому важнейшему аспекту бюджетных отношений современная экономическая наука не уделяет должного внимания. 

В этом плане, заслуживают самого пристального внимания исследования А. И. Буковецкого, который еще в начале ХХ века указывал на то, что основная задача финансовой политики - это научное обоснование претворения в жизнь новых финансовых институтов. Проектируя финансовые мероприятия, финансовая политика прежде всего устанавливает достаточны ли темпы экономического развития для удовлетворения общественных потребностей и дальнейшего экономического роста. 

В экономической науке, эффективной принято считать такую бюджетную политику, реализация которой может максимально обеспечить бюджетное равновесие на основе полной реализации функциональных возможностей бюджета. Из этого следует, что в качестве основного критерия эффективности бюджетной должен выступать критерий максимума общественных благ, который выражается в оптимальной величине государственных расходовпо стоимости, при оптимальных параметрах совокупного налогового бремени. 

Экономисты отмечают, что оптимальность в данном случае предполагает равновесное соотношение интересов налогоплательщиков, государства и общества. 

Эффективность доходной политики проявляется в наиболее полном обеспечении достаточным объемом доходных источниковорганов власти, для реализации запланированных расходов, не обременяя финансовое положение субъектов. 

Эффективная расходная политика означает достижение максимально возможного результата расходования бюджетных средств, который выражается в реальном приросте общественных благ, предоставляемых государством при имеющихся доходах и запланированных расходах. 

Эффективность бюджетной доходной политики (налоговый и неналоговый компоненты) определяется на предмет оптимальности налогового бремени, на основе которого обеспечивается достаточность средств для финансирования расходов. Это доказывает и практика, как западных стран, так и современного российского государства. Исследователи весьма обоснованно доказывают, что именно неспособность оптимизировать налоговое бремя опосредует неспособность российского бюджета предоставлять гражданам необходимый объем и качество государственных услуг.  На основе анализа уравнения бюджетного равновесия, значительная часть современных экономистов делает вывод о том, что чем больше в государстве чрезвычайных государственных доходов, тем меньше можно собираются налоговые доходы. Но по справедливому замечанию Т. А. Исмаилова такой подход является чисто арифметическим. В действительность так быть не должно.  Налоговые и неналоговые доходы должны быть относительно независимыми. Так как в данном случае имеет место две самостоятельные проблемы: оптимизация налогов, которая не зависит от величины собираемых неналоговых доходов и увеличение чрезвычайных доходов, которая не должна влиять на оптимизацию налогового бремени. Именно относительная независимость чрезвычайных доходов и расходов от обыкновенных доходов и расходов является весьма существенным условием для увеличения эффективности бюджетной политики. 

М. В. Мудрая указывает на то, что современная бюджетная политика РФ имеет следующие отличительные особенности:

- создание новых финансовых потоков непроизводительного характера;

- ужесточение бюджетной, налоговой и социальной политики; 

- противоречивость; 

- непредсказуемость и краткосрочность реализации концепций.

Эффективность бюджетных расходов повышается в том случае, если они действительно отражают реальное движение государственных услуг.  Процесс оптимизации государственных расходов в первую очередь должен решать задачу приближения расходов к услугам должен решать процесс оптимизации государственных расходов. Оптимальным являются такие объем и структура расходов, которые дают максимально возможный экономический, социальный, политический и другой потребительский полезный эффектпри запланированных параметрах. 

Оптимизация предполагает многовариантность плановых (прогнозных) решений. Она должна проводится по объему и структуре деления государственных расходов на три большие группы: необходимые; полезные; избыточные. 

Критерии эффективности бюджетной политики следуют из определённой подчинённости контрольной функции доходной и расходной функциям бюджета. Количество проверок, которые проводятся органами бюджетно-налогового контроля, число выявленных правонарушений и даже объем сумм, возвращенных государству незаконно использованных средств, количество наложенных штрафных санкций за бюджетно-налоговые правонарушенияне может быть показателем эффективности. Это показатель активности, но не эффективности. Это подтверждается и тем, что нарушения выявляются, санкции налагаются, но при этом не снижается количество правонарушений, нецелевое использование бюджетных средств и казнокрадство продолжаются, что является типичным для современного этапа развития российского государства. 

Эффективный контроль должен быть в первую очередь направлен на искоренение причины, а не следствие, а, следовательно,создавать необходимые условия для предотвращения правонарушений. В самом широком смысле контрольно-регулирующий эффект может быть достигнут только в случае достижения максимально возможного эффекта реального роста государственных доходов, а также благ и услуг, предоставляемых обществу на основе более высокого реального роста ВВП, национального дохода и других показателей экономического роста. Из этого следует, что контрольно-регулирующий эффект является синтезирующим параметром. 

Важнейшее условиевысокого контрольно-регулирующего эффекта - обеспечение прозрачности всех бюджетно-налоговых потоков на всех стадиях бюджетного процесса. Эта проблема сегодня весьма остро стоит сегодня в России в части исполнения бюджетов всех уровней власти, прежде всего относительно региональных и местных бюджетов. Важным моментом является то, что реализация эффективной бюджетной политики без координации усилий органов государственной власти (федеральных, региональных и местных) невозможно. 

Отсутствие государственной дисциплины в исполнении принятых решений, несогласованность действий государственных органов власти различных уровней значительно снижает эффективность бюджетной политики и мешает экономическому росту. 

Главными приоритетам бюджетной политики должно быть содействие государственной поддержки роста экономики, роста благосостояния населения. 

Повышение реальных доходов населения, в том числе работников бюджетных организаций, позволит не только решить социальные задачи, но и повысить потребительский спрос, который является условием стабильного общего экономического роста и роста доходов бюджета. Результатом эффективной бюджетной политики должно статьпостроение рациональной бюджетной системы государства. 



















2.2 Проблемы и перспективы развитиясовременной бюджетной политики Российской Федерации 

В современных экономических условиях продолжается реформирование основного элемента бюджетной политики - российской бюджетной системы, которая уже претерпела ряд изменений. Были сформированы три уровня бюджетной системы; реализуются новые принципы еёпостроения; реформированы межбюджетные отношения; продолжается процесс разделения функций бюджетов разных уровней. 

Обозначенные изменения способствовали тому, что уровень отношений между бюджетными уровнями стал более качественным и рациональным. Однако, по справедливому утверждению специалистов по-прежнему необходим значительный объем работы. 

Основным достоинством современной бюджетной политики сегодня, является вполне качественная правовая регламентация сферы бюджетных правоотношений, создана полноценная нормативно-правовая база, что предоставляет возможность органам законодательной власти принимать бюджет до начала финансового года, а органам исполнительной власти функционировать в более эффективном режиме, имея при этом необходимые финансовые средства без сбоев. 

Современный бюджетный процесс несмотря на проведённые реформы по-прежнему нуждается в оптимизации и прежде всего по утверждению специалистов эта оптимизация должна затронуть содержательную сторону. Современные исследователи объясняют это тем, что механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходовне включены в бюджетный процесс.

Исследование бюджетной системы РФ, проводимые в последние десятилетия позволяют выделить следующие проблемы, которые требуют скорейшего разрешения (Рис. 2):



Рисунок 2 – Проблемы современной бюджетной системы РФ

Указанные проблемы должны разрешаться посредством оптимизации и повышения эффективности всей системы управления и регулирования государственных финансов для обеспечения общеэкономического равновесия. 

Для того, чтобы в условиях значительной долговой нагрузки при ограниченном привлечении внешних ресурсов обеспечить в среднесрочной перспективе сбалансированностьбюджета, следует в первую очередь добиться снижения зависимости государственных финансов от внешнеэкономической конъюнктуры. Это возможно посредством реализации следующих направлений:

1) Обеспечить более качественное функционирование налоговой системы, посредством обеспеченияприемлемых фискальных условий деятельности для субъектов различных уровней бюджетной системы; 

2) Сформировать оптимальную систему управления доходностью государственных активов; 

3) Оптимизировать доходы от внешнеэкономической деятельности. 

Бюджетная политика в сфере расходов бюджета государства в среднесрочной перспективе должна планироваться на следующих основах: 

? расходы госбюджета должны формироваться с учётом приоритетов социально-экономической политики, создания условий для усиления инвестиционной и инновационной активности, формирования необходимых предпосылок устойчивого развития; 

? создание четкой системы критериев оценки эффективности бюджетных расходов; 

? применение программно-целевого подхода при соблюдении установленных нормативов финансирования расходов государственного бюджета;

- активизация управления государственным долгом, повышение эффективности управления активами и пассивами государства;

- разработка и проведение операции по переводу части долга стран-должников перед в долю российского участия в инвестиционных проектах на территории этих стран с целью более активного продвижения российских внешнеэкономических интересов на рынках стран-должников. 

Важным направлением является совершенствование кредитной политики РФ по отношению к зарубежнымстранам, она должна быть направлена на стимулирование промышленного производства и экспорта готовой продукции, расширение рынков сбыта, разработку комплексного подхода к разрешению финансовых вопросов с государствами-должниками. 

Обозначим ключевые принципы бюджетной политики в сфере государственных внутренних заимствований (Рис. 3).

Рисунок 3 - Ключевые принципы бюджетной политики в сфере государственных внутренних заимствований

Оптимизация бюджетного устройства должна положительно сказаться на функционировании всей рыночной системы. На современном этапе экономического развития РФ необходимо усилить роль государства в бюджетной сфере, прежде всего в плане регулирования отношений между исполнительными органами, которые несут ответственность за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. Это опосредовано тем, что в условиях рынка возможности государства оказывать влияние на экономические процессы значительно снижена, а роль и значение бюджетов в качестве важных инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований постоянно возрастает. 













































Заключение



Целью данной курсовой работы являлось исследование бюджетной политики и принципов ее реализации в РФ. На основании изученного, исследованного и изложенного материала можно сделать ряд выводов:

1) Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом, которая является основным инструментом экономической политики государства

2) Бюджетная политика как синтезирующая категория объединяет в себе субъективные и объективные отношения, которые возникают в процессе сознательного, целенаправленного воздействия государства на общественное воспроизводство посредством использования функциональных возможностей бюджета и системы обслуживающих её организационно-финансовых категорий.

3) Бюджетная политика – это и система отношений, мер и действий органов власти в сфере управления бюджетным процессом на основе развития концепции бюджетных отношений в составе общей экономической политики, которые направлены на реализацию функций бюджета для достижения экономического и социального эффекта, определённом на данном этапе.

4) Стратегическая цель бюджетной политики –обеспечение финансовой и социальной стабильности государства.

5) Основные задачи политики:

- обеспечить сбалансированность бюджетных расходов и обязательств;

- создать эффективную систему государственного управления финансами;

- сконцентрировать финансовые и экономические ресурсы для решения первостепенных социальных задач;

- снизить зависимость бюджетных доходов от конъюнктуры цен на мировом рынке;

- реформировать межбюджетные отношения.

	6) Классифицировать бюджетную политику можно по различным критериям. Так исходя из масштаба и долговременности целей и задач, выделяют долговременную (стратегическую) и текущую (тактическую) бюджетную политику. Относительно приоритетной (целевой) направленности бюджетную политику подразделяют на следующие типы: расходная и доходная; контрольно-регулирующая; комбинированная. По способу финансового регулирования выделяют дискреционную и автоматическую. Бюджетная политика осуществляется на различных территориальных уровнях. По этому критерию условно выделяют федеральную, региональную и бюджетную политику. Это деление весьма условна. По предметной специализации выделяют налоговую, инвестиционную, социальную, выравнивающую бюджетную политику. 

7) Современная бюджетная политика Российского государства имеет ряд отличительных особенностей: 

- создаются новые финансовые потоки непроизводственного характера;

-  ужесточается налоговая (в том числе и бюджетная) и социальная политика; 

- противоречивость; 

- непредсказуемость и краткосрочность реализации концепций.

8) Оптимизация бюджетного устройства должна положительно сказаться на функционировании всей рыночной системы, для этого необходимо усилить роль государства в бюджетной сфере, прежде всего в плане регулирования отношений между исполнительными органами, которые несут ответственность за формирование бюджетов, распределяют бюджетные ресурсы и обеспечивают пополнение бюджета. 















Список использованных источников

Правовые акты

Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Закона РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11-ФКЗ) //Российская газета. 1993. 25 декабря.

Бюджетный кодекс Российской .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.